Типы смазочных материалов - Масла

Поделиться:
Поделиться:

Как смазывающий агент масла более эффективны, чем консистентные материалы. Они более интенсивно отводят тепло и демонстрируют хорошую укрывную, проникающую и смазывающую способность, благодаря чему их широко используют в высокоскоростных узлах и в условиях критических температур. Наиболее целесообразно их применение при обслуживании зубчатых и червячных редукторов, цепных механизмов, подшипников скольжения, компрессоров и гидромеханических агрегатов.

Состав и свойства высокоэффективных масел

Чтобы масло было максимально эффективным и экономичным, триботехники скрупулезно разрабатывают его структуру и тщательно подбирают каждый компонент. В результате формула конечного продукта разрабатывается на минеральной или синтетической масляной основе и содержит оригинальный комплекс присадок.

Синергетическое взаимодействие всех ингредиентов обеспечивает стабильный смазывающий эффект и повышенную защиту от износа. Даже при повреждении защитной масляной пленки активные вещества остаются на обработанной поверхности и тем самым обеспечивают ее смазку и защиту.

Как смазочные материалы масла характеризуются следующими параметрами:

  • вязкость. Посредством данной величины характеризуют внутреннее трение текучей среды;
  • температура воспламенения в открытом тигле от прямого контакта с огнем;
  • температура застывания. При ее достижении масло еще обладает текучестью, но при дальнейшем понижении оно уже начинает затвердевать;
  • рабочий температурный интервал. Это диапазон плюсовых и минусовых температур, при которых масла эффективны и сохраняют свои заявленные эксплуатационные свойства.

Сравнительная характеристика

В большей массе на базовые свойства масел влияет правильно выбранная основа. Органические масла, кремнийорганические соединения, сложные эфиры, петрофторполиэфиры и прочие масляные основы в значительной степени определяют ключевые характеристики масел, как смазочных материалов.

Параметр

Единицы измерения

Виды масла

Нефтяные

Углеводородные синтетические

Эфирные

Полигликолевые

Силиконовые

Плотность при t 20˚C

г/мл

0.9

0.85

0.9

0.9 ÷ 1.1

0.9 ÷ 1.05

Точка застывания (pour point)

˚C

от -10 до -40

от -30 до -50

от – 35 до -70

от -20 до -55

от -30 до -80

Точка воспламенения (fire point)

˚C

до + 250

до + 200

от 200 до 270

от 150 до 300

от 150 до 350

Устойчивость к окислению

--

-

+

+

+

++

Термическая стойкость

--

-

+

+

+

++

Совместимость с эластомерами

--

+

+

-

Определяется материалом

+

Совместимость и взаимозаменяемость

В процессе эксплуатации часто возникает вопрос добавления или замены масла. Поэтому необходимо учитывать фактор их совместимости, который обуславливают свойства и природа основного масла.

Виды масла

Нефтяные

ПАО

Эфирные

ПАГ

ПМС

ФС

Полифенилэфирные

ПФПЭ

Нефтяные

 

 

 

 

Полиальфаолефиновые

(ПАО)

 

 

 

 

 

Эфирные

 

 

Полигликолевые (ПАГ)

 

 

 

 

 

 

Метил силиконовые (ПМС)

 

 

 

 

 

 

Фенил силиконовые (ФС)

 

 

 

 

Полифенилэфирные

 

 

 

 

Полифторполиэфирные (ПФПЭ)

 

 

 

 

 

 

 

где ● – допустимо смешение масел, ○ – материалы, условно поддающие смешиванию

Типичные базовые масла и их предельные рабочие температуры:

Базовое масло

Номинальный рабочий диапазон температур

Цена

Парафиновое

от - 12 до 140° C

Нафтеновое

от - 35 до 120° C

●●

Рапсовое

от - 20 дo 80° C

●●

Подсолнечное

от - 18 до 110° C

●●●

Синтетические эфиры

от - 30 до 177° C

●●●●●●●

Диэфир

от - 73 to 204° C

●●●●●●●●

Полиолэфир

от - 46 to 204° C

●●●●●●●●●

Полиальфаолефиновое

от - 62 дo 177° C

●●●●●●●●●

Полиалкиленгликоль

от - 40 дo 177° C

●●●●●●●●●●●

Метилсиликоновое

от - 73 дo 232° C

●●●●●●●●●●●●●

Флюорокремниевая

от - 46 дo 232 ° C

●●●●●●●●●●●●●●

Перфторполиэфирное

дo 315° C

●●●●●●●●●●●●●●●

 

Вязкостные характеристики

 Целевое назначение и условия эксплуатации напрямую обуславливают вязкостные показатели масел. Так для критических температур, значительных давлений и небольших скоростей рекомендуется использовать высоковязкостные смазочные материалы, а для высокоскоростных механизмов, работающих с невысокими нагрузками и давлениями, необходимо применять низковязкостные масла.

Как физическую величину вязкость разделяют на динамическую и кинетическую. Первая измеряется в мПа, вторая в мм2/с. В трибологии чаще оперируют величиной кинетической вязкости, при этом конвертация параметров осуществляется элементарными математическими действиями.

Вязкость может определяться, как расчетным, так и опытным путем. При этом она напрямую зависит от теплового воздействия, давления, напряжения и скорости сдвига. Но наиболее на данный параметр смазочных материалов, впрочем, как и других жидких сред, влияет температура: с ее увеличением или понижением происходит прямо пропорциональные изменения и в вязкости масла, поэтому в характеристиках производители всегда указывают либо класс вязкости, либо ее конкретную величину при определенной температуре.

Буквально пару десятилетий назад каждая страна, включая и Россию, использовала собственную классификацию. Но в связи с глобализацией мирового рынка целесообразней стало применять международные стандарты.

Вязкость базовых масел. Типичные применения в смазочных материалах

Кинематическая вязкость при 40° C

Применение

< 100 cSt

Очень низкие температуры, высокая скорость, низкая нагрузка

100 cSt - 200 cSt

Средняя температура, скорость, нагрузка, многоцелевые материалы

200 cSt - 500 cSt

Средняя скорость, нагрузка от средней до высокой, индустриальные материалы

500 cSt - 1000 cSt

Низкая скорость, тяжелая нагрузка, обычно применяют в редукторах и нагруженных узлах промышленного оборудования.

> 1000 cSt

Очень низкая скорость, очень тяжелая нагрузка, редуктора и узлы трения металлургического, литейного, строительного оборудования

 

Другие статьи

Что такое трибология?

Потери мировой экономики от трения и износа составляют десятки миллиардов долларов, для сокращения этих потерь ведущими специалистами мира проводятся трибологические исследования.

Таблица перевода единиц вязкости

Таблица соотношения единиц вязкости

Смазки, характеристики и их свойства

Краткое пособие по подбору смазочных материалов в зависимости от температуры, нагрузки, скорости

Расчет индекса вязкости

Индекс вязкости масла - это относительная величина, характеризующая изменение кинематической вязкости масла в зависимости от изменения температуры

Расчет периода пересмазывания

Калькулятор поможет вам определить частоту смазывания, используйте его в качестве общего руководства для установления частоты смазки

Идентификация смазок по DIN 51502

Как расшифровать назначение и состав импортной смазки по ее обозначению в стандарте DIN 51502

Определение количества закладываемой смазки в подшипники

Определение количества смазки с помощью нашего калькулятора - это очень удобно!