Что такое смазка?
Простейшим определением смазки является следующая формула: Смазка = Базовое масло+Присадки+Загуститель
Смазки получают путем внесения 2-15% загустителя и других добавок в смазочное базовое масло.
Как работает смазка?
Загуститель в смазке поглощает базвоое масло и добавки, как губка, и высвобождает их под давлением. Смазка предотвращает трение и создает барьер или пленку между подвижными частями.
Что должна обеспечивать смазка?
- Уменьшение трения и износа.
- Обеспечение защиты от коррозии.
- Защита подшипников от воды и загрязнений.
- Сопротивляемость к утечке, капанию и выбросу.
- Не допускает изменения структуры или консистенции во время обслуживания.
- Поддержание мобильности в условиях применения.
- Совместимость с пломбами.
- Впитывать или отталкивать влагу.
- Подходит для широкого диапазона температур.
Что определяет свойства смазки?
- Количество и тип загустителя
- Добавки
- Твердые вещества (т.е. молибден, графит)
- Промывка водой
- Механическая стабильность
- Отделение масла
- Условия хранения
- Сопротивление к окислению
- Устойчивость к коррозии \ржавчине
- Вязкость и тип базового масла
- Совместимость (другие смазки).
- Крутящий момент в зависимости от температур (обычно важен для нижнего рабочего предела)
Какие типы загустителей используются?
- Глина (Бентонитовая глина)
- Литий стеарат
- Литиевый комплекс
- Смешанный литий/кальций комплекс
- Комплекс кальция
- Алюминиевый комплекс
- Полимочевина
- Другие (кальций, натрий, силикагель)
Какие типы базовых масел используются?
- Минеральные масла
- Гидрокрекинговые масла (Группа 3)
- Синтетические масла (Группа 4, ПАО & Эстер).
- Белые масла (Фармацевтического качества).
- Растительные масла (Касторовые, пищевые)
Присадки:
- Противозадирные присадки
- Ингибиторы ржавчины/ коррозии
- Липкая добавка - клей/ когезия (полимеры/смолы)
- Нерастворимые твердые вещества (молибден, медь, графит, цинковая окись)
- Ингибиторы окисления
- Присадки анти-изнашивания
- Краски, пигменты
Типы смазок:
Существует множество типов смазок, которые показаны ниже. Как видно, они имеют различные свойства, которые помогают определить, для какого применения они лучше всего подходят.
Загуститель | Точка каплепадения, ºC | Максимальная температура для долговременного смазывания,ºC | Применение при высоких температурах | Устойчивость к сдвигу | Водостойкость |
Кальций | 100 | <80 | |||
Литий | 160 - 200 | 125 | |||
Комплекс кальция | >260 | 150 | |||
Литиевый комплекс | >240 | 160 | |||
Алюминиевый комплекс | >260 | 150 | |||
Комплекс бария | >200 | 150 | |||
Полимочевина | >230 | 150 | |||
Бентонит | Не определяется | 150 | |||
Натрий | 170 - 190 | 125 |
Слабо | Достаточно | Хорошо | Отлично |
Классификация назначения смазочных материалов
Существуют различные классификации смазок, одна из них разработана Национальным институтом смазочных материалов (NLGI). Классификация (ASTM D 4950) охватывает материалы, предназначенные для смазки компонентов шасси и подшипников колес легковых, грузовых и других транспортных средств.
Консистенция – это степень твердости смазки, которая может значительно изменяться в зависимости от температуры, т.е. от жидкого до очень твердого состояния. Это определяется пенетрацией - уровнем проникновения. Вязкость базового масла, используемого в смазке, также варьируется от ISO 15 (очень низкая вязкость) до 1500 (чрезвычайно высокая), и может оказывать влияние на консистенцию.
Уровень пенетрации - измеряют методом проникновения конуса. В смазку помещенную в специальный стакан сбрасывается специальный конус при 25°С и измеряется глубина проникновения иглы конуса. Так определяется пенетрация смазки и ее NLGI номер. Смазки обозначаются номером NLGI в диапазоне от 000 до 6. NLGI 000 представляет собой текучую или жидкую смазку, а NLGI 6 представляет собой твердую смазку, подобную воску.
Номер класса согласно NLGI | Пенетрация, 1/10 мм | Консистенция |
000 | 445 - 475 | Жидкая |
00 | 400 - 430 | Полужидкая |
0 | 355 - 385 | Очень мягкая |
1 | 310 - 340 | Мягкая |
2 | 265 - 295 | Нормальная |
3 | 220 - 250 | Плотная |
4 | 175 - 205 | Очень плотная |
5 | 130 - 160 | Жесткая |
6 (Брикетированная консистентная смазка) | 85 – 115 | Очень жесткая |
Тестирование смазочных материалов
Анализ точки каплепадения: Точка каплепадения смазки - это температура, при которой загуститель больше не может удерживать базовое масло. Смазку помещают в небольшую чашку специального термометра и постепенно нагревают в пробирке, либо проводят анализ в автоматическом приборе. Когда капля масла выпадает из нижнего отверстия чашечки, температура при которой этой произошло фиксируется в качестве точки каплепадения.
Испытание на нагрузку сваривания с помощью 4х шариковой машины трения: Стальной шарик под нагрузкой вращается сверху трех неподвижных шаров одного размера, смазка окружает шарики. Условия испытания согласно отечественному ГОСТ составляют 1450 об/мин, 25 °С и 10 секунд. Испытания продолжаются с новыми шариками с повышением нагрузки до тех пор, пока не произойдет сварка четырех шариков.
Срок годности смазки
Срок хранения любой смазки зависит от типа и количества используемого загустителя, консистенции смазки, применяемого способа изготовления и сложности состава. Обычно литий стеарат, литиевые комплексы и комплексы кальция остаются стабильными в течение долгого времени, алюминиевые комплексные смазки, как правило, затвердевают, но остаются стабильными. Смазки на основе бентонита и бария со временем становятся более жидкими.
Совместимость смазочных материалов
Иногда может потребоваться замена смазки, при переходе с одной смазки на другую мы советуем промывать подшипник или менять смазку при замене узла трения, однако это не всегда возможно или удобно, в этом случае стоит использовать таблицу совместимости смазок. Если загустители несовместимы, то такая смесь смазок не будет отвечать свойствам отдельных смазок, и в некоторых случаях смазки, будут распадаться. Приведенная ниже таблица содержит приблизительное руководство, но обращаем ваше внимание что если есть возможность полностью вымыть смазку из узла эту операцию нужно производить, так как помимо загустителей конфликт материалов может быть и при смешении базовых масел и присадок.
Кальций | Литий | Комплекс кальция | Комплекс лития | Комплекс алюминия | Комплекс бария | Полимочевина | Бентонит | Натрий | |
Кальций | |||||||||
Литий |
|||||||||
Комплекс кальция | |||||||||
Комплекс лития | |||||||||
Комплекс алюминия | |||||||||
Комплекс бария | |||||||||
Полимочевина |
|||||||||
Бентонит | |||||||||
Натрий |
Несовместиы | Условно совместимы | Совместимы |
Настоятельно рекомендуется во всех случаях продувать или очищать старую смазку из системы перед введением новой. Следует такжу учитывать что совместимость между смазками также зависит и от температуры. По мере повышения температуры увеличиваются и проблемы, связанные с несовместимостью. Если применяется продукция неизвестных конкурентов настоятельно советуем относиться к ней как к несовместимой.
Цвет смазки
Цвет смазки определяется цветностью базового масла, загустителем, присадкой и в случае использования цветом добавки или красителем. Смазка может быть сделана практически любого цвета в соответствии с конкретной средой или в целях идентификации.
Какую смазку применять?
Мы рекомендуем при выборе пластичной смазки придерживаться принципа НУТС
Н - Нагрузка на узел
У - Условия работы
Т - Температура в узле трения
С - Скорость
Нагрузка | ||||
Нагрузка | Вязкость базового масла | NLGI | Присадки / Основа | Рекомендуемая смазка ROX |
Высокая |
220 460 680 |
1-2 |
Высокая вязкость базового масла EP & AW присадки |
ROX PU EP ROX PU 461 ROX PU 462 ROX TERM |
Низкая |
100 150 220 |
2-3 |
Низкая вязкость базового масла Твердая консистенция |
ROX PU SYNT 95 ROX PU MF ROX PU EP |
Условия работы | |||
Окружающая среда |
Тип защиты |
Присадки/база |
Рекомендуемая смазка ROX |
Вода |
Антикоррозийная Водоотталкивающая |
Антикоррозиыные Адгезивные Липкие |
ROX LK-222 ROX SCG-150M ROX CL-220 |
Кислота / Щелочь |
Защита от окисления Щелочная защита |
Инертный загуститель и присадки |
ROX BND-100 |
Длинные линии дозирования |
Хорошая перекачиваемость Мягкая консистенция |
|
ROX LIX EP 00 ROX PU MF |
Температура |
|||
Температура |
Тип защиты |
Присадки/база |
Рекомендуемая смазка ROX |
Очень высокая |
До 180°C |
Неорганические загустители Твердые смазывающие вещества |
ROX BND-100 ROX TERM ROX-1240 |
Высокая |
До 170 °C |
Комплексные |
ROX PU EP ROX PU MF ROX LK-222 |
Средняя |
До 140 °C |
Противоизносные присадки |
ROX PU MF ROX MS |
Низкая |
До -50 °C До -75 °C |
Основанные низковязких маслах |
ROX ARCTIC ROX SEVER |
Скорость |
|||||
Скорость |
Нагрузка |
Вязкость базового масла |
NLGI |
Присадки/база |
Рекомендуемая смазка ROX |
Высокая |
Низкая |
100 150 |
2-3 |
Низкая вязкость базового масла Твердая консистенция |
ROX PU SYNT ROX LK-222 ROX PU MF |
Низкая |
Высокая |
220 680 |
2 |
Высокая вязкость базового масла Мягкая консистенция |
ROX PU EP ROX TERM |