Смазки, характеристики и их свойства

Поделиться:
Поделиться:

Что такое смазка?

Простейшим определением смазки является следующая формула: Смазка = Базовое масло+Присадки+Загуститель

Смазки получают путем внесения 2-15% загустителя и других добавок в смазочное базовое масло.

Как работает смазка?

Загуститель в смазке поглощает базвоое масло и добавки, как губка, и высвобождает их под давлением. Смазка предотвращает трение и создает барьер или пленку между подвижными частями.

Что должна обеспечивать смазка?

  • Уменьшение трения и износа.
  • Обеспечение защиты от коррозии.
  • Защита подшипников от воды и загрязнений.
  • Сопротивляемость к утечке, капанию и выбросу.
  • Не допускает изменения структуры или консистенции во время обслуживания.
  • Поддержание мобильности в условиях применения.
  • Совместимость с пломбами.
  • Впитывать или отталкивать влагу.
  • Подходит для широкого диапазона температур.

Что определяет свойства смазки?

  • Количество и тип загустителя
  • Добавки
  • Твердые вещества (т.е. молибден, графит)
  • Промывка водой
  • Механическая стабильность
  • Отделение масла
  • Условия хранения
  • Сопротивление к окислению
  • Устойчивость к коррозии \ржавчине
  • Вязкость и тип базового масла
  • Совместимость (другие смазки).
  • Крутящий момент в зависимости от температур (обычно важен для нижнего рабочего предела)

Какие типы загустителей используются?

  • Глина (Бентонитовая глина)
  • Литий стеарат
  • Литиевый комплекс
  • Смешанный литий/кальций комплекс
  • Комплекс кальция
  • Алюминиевый комплекс
  • Полимочевина
  • Другие (кальций, натрий, силикагель)

Какие типы базовых масел используются?

  • Минеральные масла
  • Гидрокрекинговые масла (Группа 3)
  • Синтетические масла (Группа 4, ПАО & Эстер).
  • Белые масла (Фармацевтического качества).
  • Растительные масла (Касторовые, пищевые)

Присадки:

  • Противозадирные присадки
  • Ингибиторы ржавчины/ коррозии
  • Липкая добавка - клей/ когезия (полимеры/смолы)
  • Нерастворимые твердые вещества (молибден, медь, графит, цинковая окись)
  • Ингибиторы окисления
  • Присадки анти-изнашивания
  • Краски, пигменты

Типы смазок:

Существует множество типов смазок, которые показаны ниже. Как видно, они имеют различные свойства, которые помогают определить, для какого применения они лучше всего подходят.

Загуститель Точка каплепадения, ºC Максимальная температура для долговременного смазывания,ºC Применение при высоких температурах Устойчивость к сдвигу Водостойкость
Кальций 100 <80      
Литий 160 - 200 125      
Комплекс кальция >260 150      
Литиевый комплекс >240 160      
Алюминиевый комплекс >260 150      
Комплекс бария >200 150      
Полимочевина >230 150      
Бентонит Не определяется 150      
Натрий 170 - 190 125      

 

      Слабо       Достаточно        Хорошо       Отлично

Классификация назначения смазочных материалов

Существуют различные классификации  смазок, одна из них разработана Национальным институтом смазочных материалов (NLGI). Классификация (ASTM D 4950) охватывает материалы, предназначенные для смазки компонентов шасси и подшипников колес легковых, грузовых и других транспортных средств.

Консистенция – это степень твердости смазки, которая может значительно изменяться в зависимости от температуры, т.е. от жидкого до очень твердого состояния. Это определяется пенетрацией - уровнем проникновения. Вязкость базового масла, используемого в смазке, также варьируется от ISO 15 (очень низкая вязкость) до 1500 (чрезвычайно высокая), и может оказывать влияние на консистенцию.

Уровень пенетрации - измеряют методом проникновения конуса. В смазку помещенную в специальный стакан сбрасывается специальный конус при 25°С и измеряется глубина проникновения иглы конуса. Так определяется пенетрация смазки и ее NLGI номер. Смазки обозначаются номером NLGI в диапазоне от 000 до 6. NLGI 000 представляет собой текучую или жидкую смазку, а NLGI 6 представляет собой твердую смазку, подобную воску.

Номер класса согласно NLGI Пенетрация, 1/10 мм Консистенция
000 445 - 475 Жидкая
00 400 - 430 Полужидкая
0 355 - 385 Очень мягкая
1 310 - 340 Мягкая
2 265 - 295 Нормальная
3 220 - 250 Плотная
4 175 - 205 Очень плотная
5 130 - 160 Жесткая
6 (Брикетированная консистентная смазка) 85 – 115 Очень жесткая

Тестирование смазочных материалов

Анализ точки каплепадения: Точка каплепадения смазки - это температура, при которой загуститель больше не может удерживать базовое масло. Смазку помещают в небольшую чашку специального термометра и постепенно нагревают в пробирке, либо проводят анализ в автоматическом приборе. Когда капля масла выпадает из нижнего отверстия чашечки, температура при которой этой произошло фиксируется в качестве точки каплепадения.

Испытание на нагрузку сваривания с помощью 4х шариковой машины трения: Стальной шарик под нагрузкой вращается сверху трех неподвижных шаров одного размера, смазка окружает шарики. Условия испытания согласно отечественному ГОСТ составляют 1450 об/мин, 25 °С и 10 секунд. Испытания продолжаются с новыми шариками с повышением нагрузки до тех пор, пока не произойдет сварка четырех шариков.

Срок годности смазки

Срок хранения любой смазки зависит от типа и количества используемого загустителя, консистенции смазки, применяемого способа изготовления и сложности состава. Обычно  литий стеарат, литиевые комплексы и комплексы кальция остаются стабильными в течение долгого времени, алюминиевые комплексные смазки, как правило, затвердевают, но остаются стабильными. Смазки на основе бентонита и бария со временем становятся более жидкими.

Совместимость смазочных материалов

Иногда может потребоваться замена смазки, при переходе с одной смазки на другую мы советуем промывать подшипник или менять смазку при замене узла трения, однако это не всегда возможно или удобно, в этом случае стоит использовать таблицу совместимости смазок. Если загустители несовместимы, то такая смесь смазок не будет отвечать свойствам отдельных смазок, и в некоторых случаях смазки, будут распадаться. Приведенная ниже таблица содержит приблизительное руководство, но обращаем ваше внимание что если есть возможность полностью вымыть смазку из узла эту операцию нужно производить, так как помимо загустителей конфликт материалов может быть и при смешении базовых масел и присадок.

  Кальций Литий Комплекс кальция Комплекс лития Комплекс алюминия Комплекс бария Полимочевина Бентонит Натрий
Кальций                  

Литий

                 
Комплекс кальция                  
Комплекс лития                  
Комплекс алюминия                  
Комплекс бария                  

Полимочевина

                 
Бентонит                  
Натрий                  

 

      Несовместиы        Условно совместимы       Совместимы

Настоятельно рекомендуется во всех случаях продувать или очищать старую смазку из системы перед введением новой. Следует такжу учитывать что совместимость между смазками также зависит и от температуры. По мере повышения температуры увеличиваются и проблемы, связанные с несовместимостью. Если применяется продукция неизвестных конкурентов настоятельно советуем относиться к ней как к несовместимой.

Цвет смазки

Цвет смазки определяется цветностью базового масла, загустителем, присадкой и в случае использования цветом добавки или красителем. Смазка может быть сделана практически любого цвета в соответствии с конкретной средой или в целях идентификации.

Какую смазку применять?

Мы рекомендуем при выборе пластичной смазки придерживаться принципа НУТС

Н - Нагрузка на узел

У - Условия работы

Т - Температура в узле трения

С - Скорость

Нагрузка
Нагрузка Вязкость базового масла NLGI Присадки / Основа Рекомендуемая смазка ROX
Высокая

220

460

680

1-2

Высокая вязкость базового масла EP & AW присадки

ROX PU EP

ROX PU 461

ROX PU 462

ROX TERM

Низкая

100

150

220

2-3

Низкая вязкость базового масла

Твердая консистенция

ROX PU SYNT 95

ROX PU MF

ROX PU EP

 

Условия работы
Окружающая среда

Тип защиты

Присадки/база

Рекомендуемая смазка ROX
Вода

Антикоррозийная

Водоотталкивающая

Антикоррозиыные

Адгезивные

Липкие

ROX LK-222

ROX SCG-150M

ROX CL-220

Кислота / Щелочь

Защита от окисления

Щелочная защита

Инертный загуститель и присадки

ROX BND-100

Длинные линии дозирования

Хорошая перекачиваемость

Мягкая консистенция

 

ROX LIX EP 00

ROX PU MF

 

Температура

Температура

Тип защиты

Присадки/база

Рекомендуемая смазка ROX

Очень высокая

До 180°C

Неорганические загустители

Твердые смазывающие вещества

ROX BND-100

ROX TERM

ROX-1240

Высокая

До 170 °C

Комплексные

ROX PU EP

ROX PU MF

ROX LK-222

Средняя

До 140 °C

Противоизносные присадки

ROX PU MF

ROX MS

Низкая

До -50 °C

До -75 °C

Основанные низковязких маслах

ROX ARCTIC

ROX SEVER

 

Скорость

Скорость

Нагрузка

Вязкость базового масла

NLGI

Присадки/база

Рекомендуемая смазка ROX

Высокая

Низкая

100

150

2-3

Низкая вязкость базового масла

Твердая консистенция

ROX PU SYNT

ROX LK-222

ROX PU MF

Низкая

Высокая

220

680

2

Высокая вязкость базового масла

Мягкая консистенция

ROX PU EP

ROX TERM

Другие статьи

Что такое трибология?

Потери мировой экономики от трения и износа составляют десятки миллиардов долларов, для сокращения этих потерь ведущими специалистами мира проводятся трибологические исследования.

Таблица перевода единиц вязкости

Таблица соотношения единиц вязкости

Расчет индекса вязкости

Индекс вязкости масла - это относительная величина, характеризующая изменение кинематической вязкости масла в зависимости от изменения температуры

Расчет периода пересмазывания

Калькулятор поможет вам определить частоту смазывания, используйте его в качестве общего руководства для установления частоты смазки

Идентификация смазок по DIN 51502

Как расшифровать назначение и состав импортной смазки по ее обозначению в стандарте DIN 51502

Определение количества закладываемой смазки в подшипники

Определение количества смазки с помощью нашего калькулятора - это очень удобно!