1. Аварийная смазка. Обеспечивает постоянный антифрикционный и защитный эффект, когда масла и консистентные смазочные материалы не эффективны. Достигается за счет применения твердых смазывающих компонентов.
  2. Белое масло. Бесцветные рафинированные нефте-парафиновые масла высокой очистки, используемые для удаления нестабильных ингредиентов.
  3. Биологический распад. Процесс разложение химических веществ под воздействием микроорганизмов.
  4. Величина DN. Скоростной фактор, значение которого позволяет рассчитать эмпирическую величину максимально допустимой частоты вращения для конкретной подшипниковой смазки. Большинство производителей указывают коэффициент скорости вращения в паспорте. Рассчитывается на основе внешнего и внутреннего диаметра подшипника.
  5. Высокотемпературная смазка. Это группа смазочных материалов, сохраняющих свои эксплуатационные и реологические качества в условиях температур от +150 ˚С в течение довольно длительного срока.
  6. Вязкость. Объемное свойство вещества и физический параметр, характеризующий величину внутреннего трения любой жидкой или текучей субстанции. Для смазочных материалов является ключевым фактором и уменьшается пропорционально росту температуры. Согласно DIN 51519 выстроена общая классификация смазок на основе их вязкостных характеристик. Чем выше класс, тем более вязким является материал.
  7. Гидродинамическая смазка. Жидкостная смазка, при которой разделение трущихся поверхностей происходит за счет давления, самовозникающего в слоях жидкости.
  8. Задиры. Механическое повреждение трущихся поверхностей, выражающееся в увеличении шероховатости и образовании борозд по ходу направления скольжения.
  9. Испытание на запрессовку. Данный тест применяется для смазочных материалов, используемых для монтажной сборки, и направлен на эмпирическую оценку их адгезионных и антифрикционных свойств при малых скоростях скольжения и при воздействии высоких давлений. Позволяет определить коэффициент трения и вероятность проскальзывания.
  10. Классификация NSF. Подразумевает процесс тестирования и сертификации на безопасность и допустимый контакт смазочных материалов с пищевыми продуктами и лекарственными средствами в процессе их производства и расфасовки. Инициирована FDA – Управлением по саннадзору агентством здравоохранения и социальных служб США – и предполагает присвоение класса H1 и H2 для масел и смазок, которые абсолютно безопасны и не влияют на физические и химические свойства ингредиентов и готовых пищевых продуктов при вероятном контакте и при отсутствии такового соответственно.
  11. Комплексная смазка. Это группа продуктов, у которых в качестве коллоидного загустителя используются комплексные мыла на катионах щелочных и щелочноземельных металлов, а также мыла низко- и высокомолекулярных кислот. Благодаря этому они характеризуются более высокой температурой каплепадения и отличной термостойкостью.
  12. Консистенция. Свойство пластичных материалов оказывать сопротивление внешним деформациям и проникающему воздействию и своеобразный аналог меры твердости вещества. Классификация смазочных материалов регламентируется DIN 51818, согласно данному стандарту существует девять классов, где 000 класс присвоен самым мягким смазкам, а 6 – наиболее твердым.
  13. Коррозия. Разрушение металлов и их сплавов в результате взаимодействия с окружающей средой, а также химического, электрохимического и механического воздействия. Соответственно различают атмосферную, химическую и электрохимическую коррозию, причем данные процессы могут протекать одновременно и многократно снижают эксплуатационные характеристики и срок службы металлических изделий и деталей.
  14. Коэффициент трения µ. Отношение силы трения между двумя телами к нормальной силе, с которой тела прижимаются друг к другу.
  15. Критическая нагрузка - нагрузка, при которой происходит задир и быстрое изнашивание трущихся поверхностей.
  16. Лубриметрический тест. Лабораторные испытания смазочных составов, направленные на определение фактического значения коэффициента трения µ, рабочего температурного диапазона и характера износа. Проводятся в течение определенного временного интервала с использованием разных материалов и в различных скоростных режимах.
  17. Метод оценки противокоррозионных свойств с помощью эмульсионно-коррозионной машины SKF. Тестирование проводится согласно регламенту стандарта DIN 51802. Метод SKF-Emcor предполагает объективную оценку возможности пластичных смазочных продуктов защищать металлические элементы подшипников от коррозии и фреттинг-коррозии. Для этого в процессе испытания в СМ добавляют воду и тестируют подшипники с различной скоростной нагрузкой и в разных временных интервалах. Степень коррозии определяется по внешним признакам и классифицируется по пяти степеням, где «0» присваивается при полном отсутствии следов ржавления, а «5» при интенсивном характере коррозийных процессов.
  18. Нагрузка сваривания – предельная нагрузка, при достижении которой трущиеся смазанные поверхности свариваются, в лабораторных исследованиях определяется на четырехшариковой машине трения, стандартно обозначается в России как Pc.
  19. Низкотемпературная смазка. Смазочные продукты, сохраняющие свои антифрикционные и защитные свойства при температурах от -20 ˚С и гораздо ниже.
  20. Окислительное изнашивание. Коррозионно-механическое изнашивание, проявляющиеся в результате химического или электрохимического взаимодействия металлов с внешней средой.
  21. Омыление. Гидролиз сложных эфиров с последующим образованием жирных кислот, обуславливающий физический процесс загущения смазок.
  22. Основное масло. Базовая масляная жидкость, выступающая в роли дисперсной основы для приготовления консистентных смазок и паст. Может иметь органическую и искусственную природу и различную степень вязкости.
  23. Отделение масла. Измеряется в процентной доли по количеству выделяемого масла из консистентной смазки. Тестирование проводится под воздействием температур и давления.
  24. Пенетрация. Величина, отражающая степень вязкости текстуры смазочного материала. Измеряется методом погружения конусного тела.
  25. Посадочная ржавчина. Быстро развивающаяся первичная коррозия, возникающая в посадочных местах, для которых характерны повышенные вибрации и преждевременный износ.
  26. Потери при испарении. Отражают процентную часть испарившейся дисперсной среды в течение определенного времени. Особое значение имеет для тугоплавких и высокотемпературных продуктов, так как испарение снижает антифрикционный эффект и провоцирует утрату прочностных характеристик защитной пленки. Соответственно, чем ниже испаряемость материала, тем лучше.
  27. Прерывистое скольжение («стик-слип»). Возникает между трущимися поверхностями, когда сила трения превышает скольжение и при недостаточной эффективности разделяющего смазывающего слоя.
  28. Приработка. Процесс изменения геометрии и шероховатости поверхностных слоев трущихся тел в начальный период трения.
  29. Присадка. Вещество, добавление которого в состав жидкого, твердого или консистентного смазочного вещества способствует усилению эксплуатационных свойств. Существуют присадки, оптимизирующие отдельные качества продукта или улучшающие одновременно сразу несколько свойств.
  30. Растворитель. Жидкость органической или неорганической природы, способная растворять масла и смазки без изменения их основных химических показателей.
  31. Силиконовые масла. Кремнийорганические жидкости, получаемые синтетическим путем и характеризующиеся отличными вязкостными и термостойкими свойствами, а также инертностью к старению. Прекрасно контактируют с эластомерами, полимерами и пластмассами. Данная группа масел довольно широкая по составу и включает также полифенилметилсилоксановые и полидиметилсилоксановые жидкости.
  32. Синергизм. Оптимизирующее взаимодействие нескольких компонентов, которое способствует увеличению свойств каждого отдельного элемента и смазочного материала в целом.
  33. Синтетические масла. Результат работы современных трибологов и жидкости, получаемые исключительно искусственным путем. Это позволяет максимально адаптировать их физико-химические свойства к условиям эксплуатации и добиться улучшения отдельных качеств, например, термоокислительной стабильности, инертности к старению и образованию шлама. Как правило, для их производства используются силиконовые и фторированные основы, полигликоли, сложные эфиры и синтетические углеводороды.
  34. Смазочные материалы с противоизносными присадками. Инновационные продукты, содержащие присадки, многократно повышающие антиизносный эффект и способность СМ противостоять сжимающим нагрузкам и сдвиговым деформациям.
  35. Смешанное трение. Имеет место при пусках и остановах, при попадании в смазочный слой абразивных взвесей и продуктов распада. Возникает при контакте жидкостной и граничной смазки.
  36. Старение. Физико-химические негативные изменения, происходящие в составе смазывающего вещества и возникающие в результате окисления и воздействия теплового и светового излучения.
  37. Стенд с нагружаемыми шестернями для оценки способности трансмиссионных масел выдерживать нагрузку. Его используют для исследования масел и смазок на предмет целесообразности и эффективности применения в агрегатах и механизмах, в конструкции которых присутствуют зубчатые шестерни. Нагрузку увеличивают поэтапно и проводят анализ после каждого цикла испытаний.
  38. Стойкость к окислению. Способность смазок и масел устойчиво сопротивляться активной реакции с кислородом и ржавлению.
  39. Температура застывания. Порог минусовых температур, при котором смазка утрачивает текучие свойства. Как правило, она немного ниже нормированной низкой температуры и регламентируется DIN ISO 3016.
  40. Температура каплепадения. Определяется для пластичных продуктов методом испытания согласно DIN 2176 и указывает температуру, при которой они утрачивают свои вязкостные качества и приобретают высокую текучесть.
  41. Тест на конденсат. Один из способов определения антикоррозионных свойств, направленный на установление фактического периода работы СМ в условиях знакопеременных температурных перепадов до появления ржавчины на стальной поверхности.
  42. Тест на четырехшариковой машине. Данное устройство специально разработано для тестирования основных свойств смазочных составов в условиях неоднородного трения. Принцип работы машины предполагает интенсивное вращение одного подвижного шарика по поверхности трех сфер, закрепленных стационарно. Условия теста подбираются с учетом характера испытаний, которые проводятся для установления критически допустимой нагрузки, индекса задира и нагрузки на сваривание сопряженных поверхностей.
  43. Толщина слоя. Измеряется в микронах (мкм) и непосредственно влияет на эффективность и продолжительность смазывающего и защитного эффекта.
  44. Точка воспламенения. Температурный порог, при котором смазочный состав воспламеняется в открытом или закрытом тигле. Отражает степень пожаробезопасности и измеряется испытательным способом согласно DIN 51755 или 2592.
  45. Трение в резьбе. Явления сопротивления относительному перемещению, возникающие в зоне соприкосновения профильной нарезки резьбы. Испытания проводятся на специальном стендовом оборудовании и направлены на определение коэффициента трения µ при затяжке болтового соединения или винтовой пары. В результатах обязательно указывается параметры резьбы и материал изготовления фитингов.
  46. Тяжелые металлы. Химические элементы, обладающие свойствами металлов и имеющие большую плотность (более 5 г/см3) или значительный атомный вес. Как правило, они обладают токсическим действием и способны образовывать стойкие органические соединения.
  47. Характеристика сдвига. Параметр, определяющий величину отношения моментов отпускания и затяжки резьбового сопряжения. Актуальна для специальных резьбовых смазок и паст и вычисляется для винтов М10/М12, изготовленных из стального сплава AISI 304, при 100-часовом воздействии температур выше +200 ˚С.