Управление смазочными процессами

Поделиться:
Поделиться:

Еще с момента создания простейших механических устройств люди стали использовать смазочные материалы. А в век глобальной индустриализации решение задач по смазыванию и организации борьбы с негативными проявлениями трения вышли на первый план. Сегодня практически не существует производственного оборудования, где бы можно было обойтись без применения смазывающих материалов. Но на некоторых предприятиях проблема применения смазок и паст соответствующего класса часто игнорируется, что приводит к увеличению:

  • поломок, аварий и простоев технологических линий;
  • затрат на ремонт и профилактику оборудования;
  • энергетических и механических потерь;
  • производственных травм.

Применение малоэффективных продуктов может быть обусловлено разными фактами: от экономии финансовых средств до невысокой компетентности инженерно-технического персонала. В типовой практике считает нормой выделять на закупку смазки и управление смазочными процессами не более 3% от общих эксплуатационных расходов. Но данные цифры давно неактуальны.

Научный подход

Изучение проблемы износа деталей и влияния сил трения на процессы передачи энергии в механизмах показало, что организация смазывания не только в значительной мере влияет на производительность и долговечность оборудования, но и определяет до 40% общих сметных затрат на содержание и ремонт технологического парка машин и агрегатов. В эту цифру входит:

  • закупка смазочных материалов – 20%;
  • поломки и простои оборудования, вызванные неэффективным смазыванием или использованием несоответствующих смазывающих материалов – 13,5%;
  • заработная плата персоналу, задействованному во внеплановых ремонтах и во внеурочных ликвидациях последствий поломок и аварий – 5%;
  • оплата труда рабочим, задействованным в текущем обслуживании ЦСС и выполняющим замену и дополнение смазки – 1,5%.

Более глубокое изучение проблемы позволило понять, что правильный выбор смазочного материала и грамотная организация смазывания положительно отражается на уровне надежности работы обслуживаемого оборудования в целом. Уже давно является общепризнанным тот факт, что в каждом втором случае преждевременный выход подшипника из строя обусловлен одним из трех факторов:

  • загрязнение смазочного материала продуктами износа и механическими взвесями и пылью;
  • применение смазки с несоответствующими характеристиками;
  • некорректное нанесение и применение СМ.

В Справочнике трибологии IMechE (Institution of Mechanical Engineers – института, изучающего различные отрасли современного инжиниринга) указывается, что грамотно обоснованные капиталовложения в программу смазывания, быстро и эффективно окупаются. Прибыль от использования программ оптимального смазывания может достигать до 400%.

Правило 5 П

Решение проблемы смазывания на основе грамотно выстроенной концепции и с учетом специфики инжиниринга позволяет нивелировать негативные последствия трения. А также упразднить или значительно минимизировать повреждения и поломки, спровоцированные окислением, загрязнением и разрывом смазочного слоя.

Уже существуют значительные наработки в данной области, которые условно получили название «Правило 5 П». В эту программу входит пять ключевых тезисов:

  • правильно выбранная смазка;
  • правильное количество смазочного материала;
  • правильное время дополнения и замены;
  • правильная карта смазывания;
  • правильный метод применения.

Но за этими общими фразами скрывается длительная подготовка и компетентный подход к решению проблемы. И, главное, скрупулезно разработанный план работ во многих направлениях. Сюда входит:

  • повышение эффективности системы материально-технического снабжения на предприятии;
  • выбор СМ на основе технико-эксплуатационных особенностей узлов и агрегатов;
  • разработка общего и календарного плана смазывания применительно к отдельно взятым механизмам и к оборудованию в целом;
  • организация транспортировки и хранения смазочных материалов;
  • разработка технологических карт по применению смазок;
  • контроль за состоянием СМ, включающий также анализ эффективности и исследования на изменение химической формулы и степени загрязнения;
  • удаление и утилизация отработанных смазочных составов.

Ну и, конечно же, в программу должно входить обучение персонала. Так как даже самую высокоэффективную смазку следует наносить в соответствии с рекомендациями производителя и общими отраслевыми нормами.

Другие статьи

OKS 4210 – на какую российскую смазку заменить?

Российский аналог смазки OKS 4210 - перфторированная смазка ROX PFP-380

Смазка ROX FSG-204 как замена силиконового компаунда Molykote 111

Смазка Rox FSG-204 заменит импортную смазку Molykote 111 и снизит затраты на смазочные материалы.

Масла ROX Chain Oil - отличная замена импортных масел ADDINOL Chain Lube XHT

ROX Chain Oil способствуют снижению эксплуатационных расходов и очень экономичны в применении - рекомендованы к применению вместо масел серии Addinol Chain Lube XHT

Kluberpaste ME 31-52, белая высокотемпературная смазочная и монтажная паста, чем ее заменить?

Российская смазка ROX BMP - аналог Kluberpaste ME 31-52, сравнительные характеристики и описания.

PTFE смазка

PTFE-смазки - их типы, характеристики и сферы применения.

Смазка OKS 250 - российский аналог Rox-1400

Смазка OKS 250 - теперь ее можно заменить отечественной смазкой Rox-1400

PETAMO GHY 133 N как заменить эту смазку компании Kluber?

Заменить импортную смазку PETAMO GHY 133 N теперь можно на отечественный продукт - ROX PU EP.