Еще с момента создания простейших механических устройств люди стали использовать смазочные материалы. А в век глобальной индустриализации решение задач по смазыванию и организации борьбы с негативными проявлениями трения вышли на первый план. Сегодня практически не существует производственного оборудования, где бы можно было обойтись без применения смазывающих материалов. Но на некоторых предприятиях проблема применения смазок и паст соответствующего класса часто игнорируется, что приводит к увеличению:
- поломок, аварий и простоев технологических линий;
- затрат на ремонт и профилактику оборудования;
- энергетических и механических потерь;
- производственных травм.
Применение малоэффективных продуктов может быть обусловлено разными фактами: от экономии финансовых средств до невысокой компетентности инженерно-технического персонала. В типовой практике считает нормой выделять на закупку смазки и управление смазочными процессами не более 3% от общих эксплуатационных расходов. Но данные цифры давно неактуальны.
Научный подход
Изучение проблемы износа деталей и влияния сил трения на процессы передачи энергии в механизмах показало, что организация смазывания не только в значительной мере влияет на производительность и долговечность оборудования, но и определяет до 40% общих сметных затрат на содержание и ремонт технологического парка машин и агрегатов. В эту цифру входит:
- закупка смазочных материалов – 20%;
- поломки и простои оборудования, вызванные неэффективным смазыванием или использованием несоответствующих смазывающих материалов – 13,5%;
- заработная плата персоналу, задействованному во внеплановых ремонтах и во внеурочных ликвидациях последствий поломок и аварий – 5%;
- оплата труда рабочим, задействованным в текущем обслуживании ЦСС и выполняющим замену и дополнение смазки – 1,5%.
Более глубокое изучение проблемы позволило понять, что правильный выбор смазочного материала и грамотная организация смазывания положительно отражается на уровне надежности работы обслуживаемого оборудования в целом. Уже давно является общепризнанным тот факт, что в каждом втором случае преждевременный выход подшипника из строя обусловлен одним из трех факторов:
- загрязнение смазочного материала продуктами износа и механическими взвесями и пылью;
- применение смазки с несоответствующими характеристиками;
- некорректное нанесение и применение СМ.
В Справочнике трибологии IMechE (Institution of Mechanical Engineers – института, изучающего различные отрасли современного инжиниринга) указывается, что грамотно обоснованные капиталовложения в программу смазывания, быстро и эффективно окупаются. Прибыль от использования программ оптимального смазывания может достигать до 400%.
Правило 5 П
Решение проблемы смазывания на основе грамотно выстроенной концепции и с учетом специфики инжиниринга позволяет нивелировать негативные последствия трения. А также упразднить или значительно минимизировать повреждения и поломки, спровоцированные окислением, загрязнением и разрывом смазочного слоя.
Уже существуют значительные наработки в данной области, которые условно получили название «Правило 5 П». В эту программу входит пять ключевых тезисов:
- правильно выбранная смазка;
- правильное количество смазочного материала;
- правильное время дополнения и замены;
- правильная карта смазывания;
- правильный метод применения.
Но за этими общими фразами скрывается длительная подготовка и компетентный подход к решению проблемы. И, главное, скрупулезно разработанный план работ во многих направлениях. Сюда входит:
- повышение эффективности системы материально-технического снабжения на предприятии;
- выбор СМ на основе технико-эксплуатационных особенностей узлов и агрегатов;
- разработка общего и календарного плана смазывания применительно к отдельно взятым механизмам и к оборудованию в целом;
- организация транспортировки и хранения смазочных материалов;
- разработка технологических карт по применению смазок;
- контроль за состоянием СМ, включающий также анализ эффективности и исследования на изменение химической формулы и степени загрязнения;
- удаление и утилизация отработанных смазочных составов.
Ну и, конечно же, в программу должно входить обучение персонала. Так как даже самую высокоэффективную смазку следует наносить в соответствии с рекомендациями производителя и общими отраслевыми нормами.