Пластичные смазки: состав и классификация

Поделиться:
Поделиться:

Современная пластичная смазка состоит из:

  • базового масла
  • загустителя
  • присадок
  • наполнителей

Процентная часть масляной основы может составлять от 70 до 90% массовой доли продукта, а остальные 10÷30% приходятся на различные модификаторы, наполнители и присадки. Поэтому качество базового масла непосредственно определяет ключевые физико-химические свойства смазки. Консистенцию смазки формируют загустители, а добавление присадок, наполнителей и красителей позволяет оптимизировать эксплуатационные качества смазочных материалов.

Загустители

Выступают коллоидным уплотнителем и формируют молекулярно-структурный каркас химического продукта, который эффективно удерживает и стабилизирует масло. Повышают вязкость смазки и могут составлять до 20% общей массы конечного продукта.

Присадки

Современные смазочные продукты обязательно содержат присадки – поверхностно-активные вещества, улучшающие определенные характеристики. Их доля может составлять до 5%, а состав и концентрация может разниться. Основная задача производителя – обеспечить их коллоидно-химический синергизм и исключить вероятность антагонизма.

Наполнители

В этом качестве применяют графиты, слюду, дисульфид молибдена и другие вещества, которые отличаются твердой структурой и потому с их помощью корректируют показатели герметичности, добиваются однородности массы и оптимизируют антифрикционные характеристики. Их количество может варьироваться в пределах 1÷20%. К смазкам с наполнителями относятся например - медно-графитовые смазки.

Модификаторы структуры

ПАВ, влияющие на эластичные и прочностные показатели и на способность смазки противостоять давлению. Как правило, это спирты и жирные кислоты, а их количество не превышает 1% в общей массе.

Классификация пластичных смазок

Внедрение разноплановых стандартов и обширный спектр используемых основ и наполнителей обуславливает достаточно различный принцип классификации пластичных смазочных материалов. Мы приведем лишь ключевое распределение продуктов по классам или категориям:

По консистенции

Наиболее часто прибегают к классификации пластичных смазок на принципах, которые обозначены NLGI. Согласно методике National Lubricating Grease Institute определяется 9 ключевых категорий на основании числа пенетрации. Соответственно, чем ниже эта цифра, тем выше класс вязкости по системе NLGI.

По типу масляной основы

Современная промышленность производит пластичные смазки на базе масел:

  • Минерального (результат переработки нефтепродуктов).
  • Синтетического (созданный методом органического синтеза).
  • Растительного (добывается из агротехнических культур).
  • Комбинированного (продукт смешивания синтетических и нефтяных групп).

По загустителю

  • Мыльные. Наиболее широкая группа, изготавливаемая с добавлением кальциевых, натриевых, алюминиевых и литиевых мыл. 
  • Органические. Их состав включает полимеры и полимочевину, реже сажу.
  • Неорганические. Загущенные бентонитами и силиконами.
  • Углеводородные. Содержат парафины и церезины.

По сфере применения

Регламент ГОСТа 23258-78 определяет следующие группы пластичных смазок:

  • Антифрикционные. Используются для снижения сил трения и минимизации износа контактных трущихся поверхностей. Имеют очень обширную область применения и поэтому разделяются на подклассы: общего назначения и многоцелевые, термостойкие и противозадирные, приборные и редукторные, отраслевые и др.
  • Консервационные. Упреждают развитие коррозионных процессов различных металлоизделий и частей механизмов. Отличаются химической инертностью и паро- и влагостойкостью.
  • Уплотнительные. Применяются для герметизации технических/конструктивных зазоров и снижения поверхностного износа, а также для улучшения разделительной способности в разъемных и подвижных соединениях. Согласно области применения также подразделяются на арматурные, вакуумные и резьбовые.
  • Канатные. Имеют узкоспециализированное применение и используются для упреждения износа и коррозии в прядях стальных канатов.

Другие статьи

Высокотемпературная смазка 300°С: характеристики и сфера применения

В статье мы рассмотрим смазку ROX-Term работающую при температурах до 300 градусов.

Выбор смазки для подшипника качения работающего в атмосферных условиях

Выбор смазки для подшипника зависит от многих факторов, в том числе от температуры и нагрузки.

Смазка для асфальтоукладчиков и дорожной техники

К смазкам для дорожной техники всегда предъявляются крайне высокие требования - компания Роксол успешно запустила в производство уникальную смазку ROX DS

Термостойкая смазка - виды и особенности.

Термостойкие смазки - вида, преимущества и применение.

Подбор смазок для подшипников качения

Подбор смазок на основе минеральных масел для подшипников качения по загустителю.

Купить высокотемпературную смазку. Как сделать правильный выбор

Купить высокотемпературную смазку или использовать многоцелевую? Когда стоит использовать специализированные составы, на какие характеристики и параметры стоит обратить внимание.

Смазка Mobil Polyrex EM – можно ли ее заменить отечественным продуктом?

Смазка ROX PU EP великолепно заменяет Mobil Polyrex EM при смазке подшипников электродвигателей.