Более 9/10 всех подшипников смазывается пластичными смазками, при этом практически всегда используются смазки 1,2 и 3 классов вязкости по классификации NLGI.

Подбор материала осуществляется с учетом проектного срока службы, скорости вращения, рабочей температуры среды и узла трения, координатного положения подшипника, его установочной позиции, момента пуска, наличия или отсутствия уплотнения подшипника и возможности автоматической подачи материала (в случае централизованной системы смазки).

В большинстве случае оптимальные эксплуатационные характеристики достигаются при смазывании подшипника смазкой в количестве не более 30% от свободного объема подшипника.

При избыточном смазывании большая часть излишков выдавливается из зоны трения, особенно это характерно для подшипников со средними и высокими скоростями вращения, в низкооборотистых подшипниках и в подшипниках с уплотняющими элементами излишнее смазывание может приводить к саморазогреву, повышению эксплуатационной температуры узла трения и следовательно снижать ресурс подшипника.

Загуститель

Интервал рабочей температуры, градусов

Водостойкость

Примечание

Натриевое мыло

-20 до +100

Нестабильна

Эмульгируется водой, может стать жидкой

Литиевое мыло

-20 до +130

Стабильна до 90 градусов

Многофункциональная смазка; эмульгируется небольшим количеством воды, размягчается с большим количеством воды

Литиевое комплексное мыло

-30 до +150

Стабильна

Многофункциональная смазка, пригодная к применению в условиях высоких температур

Кальциевое мыло

-20 до +50

Очень стабильна

Герметизация подшипников в водной среде, не впитывает воду при ее проникании в подшипник

Алюминиевое мыло

-20 до +70

Стабильна

Хорошо герметизирует в водной среде

Натриевое комплексное мыло

-20 до +130

Стабильна до 40 градусов

Пригодна для высоких температур и нагрузок

Кальциевое комплексное мыло

-20 до +130

Очень стабильна

Многофункциональная смазка, пригодная к применению в условиях высоких температур и нагрузок

Бариевое комплексное мыло

-20 до +150

Стабильна

Пригодна к применению в условиях высоких температур, нагрузок и скоростей (в зависимости от вязкости базового масла), стойка к водяному пару

Полимочевина

-20 до +200

Стабильна

Пригодна к применению в условиях высоких температур, нагрузок и скоростей

Алюминиевое комплексное мыло

-20 до +180

Стабильна

Пригодна к применению в условиях высоких температур, нагрузок н скоростей (в зависимости от вязкости базового масла)

Бентонит

-20 до +150

Стабильна

Пригодна к применению при высоких температурах и невысоких нагрузках.

Ориентировочные указания по подбору консистенции пластичных смазок

Характеристика подшипников

Марки смазки по NLGI

1

2

3

Тип подшипников:

роликовые подшипники, шариковые подшипники (d <50 мм)

 

+

 

роликовые подшипники, шариковые подшипники (d > 50 мм)

 

 

+

игольчатые роликовые подшипники

 

+

 

Монтаж и рабочие условия:

вертикальное или наклонное положение

 

+

+

низкий пусковой крутящий момент

+

+

 

хорошая герметизация

 

 

+

хорошая прокачиваемость

+

+

 

слабый шум при работе

 

+

+