Применение АТСП и сухих смазок целесообразно, а зачастую и необходимо там где невозможно или нежелательно применение пластичных смазок или масел.

Твердосмазочные покрытия и сухие смазки – хороший выбор для специфичных условий

Высокоэффективные сухие покрытия ROX предотвращают задиры и сваривание поверхностей – их применение гарантирует надежную и не бесперебойную долговременную смазку нагруженных узлов трения, обеспечивают демонтаж резьбовых соединений при долгой работе в условиях высоких температур и агрессивных сред.

Сухие смазки подразделяются на:

  • порошки мягких слоистых веществ
  • пленкообразующие вещества на основе восков или солей жирных кислот
  • покрытия на основе органический растворителей со связующим с содержанием порошков твердых веществ

Твердые смазочные порошки, такие как дисульфид молибдена, графит, политетрафторэтилен являются веществами, которые благодаря особенностям своего строения или полярным свойствам молекул обладают способностью формировать пленки на поверхности металлов или полимеров, как самостоятельно, так и в совокупности с другими компонентами.

Состав антифрикционных твердосмазочных покрытий:

АТСП – это суспензии твердых смазочных веществ в виде ультрадисперсных порошков, в растворителе и связующем на основе органических смол или неорганических соединений выполняющих роль адгезионного агента. Выбор адгезионного агента обуславливается рабочей температурой покрытия, режимом работы (стойкость к истиранию, твердость поверхности, методы нанесения, антикоррозионная стойкость и так далее).

От выбора связующего зависит выбор растворителя – он в свою очередь влияет на время полимеризации, вязкость, толщину покрытия. В качестве растворителей чаще всего используются ароматические соединения.

Применение пластичных смазок и антифрикционных покрытий

Сфера применения и рабочая среда

Антифрикционное покрытие

Пластичные смазки и смазывающие масла

Вакуум

Отлично

Невыполнимо

Сверх низкие температуры

Хорошо

Трудно выполнимо или дорого

Очень высокие температуры

Хорошо

Применимы пасты

Низкие скорости при высокой нагрузке

Ограничено

Применимы пасты

Высокая скорость

Ограничено

Отлично

Воспламеняемость

При полимеризации не применимо

Опасность возгорания

Радиационостойкость

Хороша

Плохая

Экология цеха

Малое воздействие

Вытекание при неправильном применении

Пополнение смазки

Невозможно

Возможно

Трудоемкость пересмазывания

Высокая

Низкая

 

Свойства

Сульфид молибдена

Графит

Политетрафторэтилен

Цвет

Темно-серый

Черный

Белый

Рабочие температуры

от -180 до +250 (+450 в вакууме)

от -35 до +600

от -180 до +270

Адгезия к металлическим поверхностям

Отличная

Плохая

Плохая

Электропроводность

Диэлектрик

Проводник

Диэлектрик

Химическая стойкость

Средняя

Средняя

Хорошая

Преимущества

Высокая нагрузка сваривания

Низкий коэффициент трения

Гладкое скольжение

Низкий коэффициент трения

Синергетический эффект с дисульфидом молибдена

Антиадгезионные свойства

Синергетический эффект с дисульфидом молибдена

Антифрикционные покрытия защищают от непосредственного контакта поверхность-поверхность, минимизируют шероховатость материала, снижают износ деталей и риск образования задиров при случайном контакте.

Нанесенное АТСП обеспечивает постоянный коэффициент трения, гарантируя надежный монтаж и демонтаж резьбовых соединений, защищают от коррозионного схватывания. Комбинируя различные твердосмазочные компоненты, растворители и адгезионные агенты можно разработать покрытие для индивидуальных условий применения, например на покрытия на основе воды, что позволить улучшить противопожарную ситуацию, убрать запахи при нанесении и снизить уровень ПДК вредных веществ в рабочей зоне.

Требования к нанесению

Антифрикционные покрытия, а также порошки сухих смазок могут наноситься на поверхности узлов трения: металлические, полимерные, резино-технические изделия. Основным фактором влияющим на срок службы покрытия является обязательная подготовка поверхности к нанесению покрытия, которая заключается в предварительной очистке, обработке поверхности и методе нанесения. Рекомендуемая толщина покрытий находится в диапазоне от 15 до 25 мкм. Нанесение может осуществляться: погружением, напылением, кистью или валиком, для поточного нанесения могут применяться сетки для окунания.

 

Метод нанесения антифрикционного покрытия

 

Окунание

Напыление

 Окраска кистью

Преимущества

  • Быстрое и дешевое покрытие небольших по габаритам деталей
  • Небольшой расход
  • Отсутствие потерь на стекание
  • Низкое испарение по сравнению с напылением
  • Равномерная толщина на поверхности
  • Возможность частичного нанесения
  • Регулируемая толщина покрытия
  • Простота нанесения
  • Подходит для штучных производств и сервисных мастерских
  • Нанесение на любую поверхность в требуемом количестве

Проблемы

  • Неравномерность нанесения
  • Слипание деталей
  • Нет возможности нанесения на часть детали
  • Высокое содержание паров растворителя в рабочей зоне
  • Высокие потери на распыл
  • Энерго- и материально затратная операция
  • Неравномерный слой
  • Высокая трудоемкость
Сферы применения:

Запорная арматура, резьбовые и крепежные соединения, прокладки и уплотнения, болты, винты, дюбеля, соединения труб, шарниры и шлицевые соединения, направляющие, втулки и подшипники скольжения, зубчатые передачи и т.д.